» » На кладбище куда головой кладут покойника
загрузка...

На кладбище куда головой кладут покойника

структура, типология,
семиотика

Со священными предметами, т.е. теми, которые используются при
богослужении либо освящены церковной молитвой (св. вода, отпетая
земля) в народе связано много представлений. В советское время,
несмотря на то, что церкви были закрыты, многие предметы культа
продолжили своё существование в народной традиции, в той или иной
мере сохраняя своё значение. Вместо священника в обряде их
использовал мирянин: “Ведь раньше дак поп был, а нонче, старые
которые старухи знают…”[1](зап. от Тихоновой Е.П. 1925 г.р.). Остановимся на каждом и
рассмотрим их место в народной традиции похорон.

4.1 Свеча

В христианстве горящая свеча символизирует человеческую жизнь,
проходящую в молитвах и любви к Богу. Связь “свеча – человеческая
жизнь” можно продемонстрировать цитатой из “Канона на исход души”:
“Чертоже Божий всечестне, небесному разумному чертогу сподоби мя,
мою угасшую и несияющую свещу вжегши, святым елеем милости Твоея”[2]. Свечи зажигаются на
каждом этапе погребального обряда. Похоронная свеча (горевшая у
покойника) в народной традиции  выделяется как особая наряду с
венчальной, богоявленской, пасхальной, четверговой (с которыми
стояли в эти дни в церкви).  В ХIХ в. повсеместно был распространён
обычай во время кончины зажигать свечу, чаще всего для этого
использовали одну из вышеперечисленных. Её давали в руки
умирающего, либо ставили рядом у икон. Например, в Новгородской
губ., “когда начинается агония перед иконами зажигают свечку,
больного не беспокоят, разговаривать, плакать не дают, чтобы “не
смешать больного”[3].
Пока покойник стоял в доме, принято было, чтоб всю ночь у него
горели свечи. В Карелии этот обычай объясняли тем, что свечи
сжигались “чтоб усопшему там (на том свете) светло было”[4]. В одних случаях этот свет
осмысляется как “Божий”: “Со светом Божьим”[5](зап. от Кривошеиной З.С. 1928 г.р.), а в
других как противопоставление темноте, мраку: “пусть бабушке
повиднее…”[6](зап. от
Евдокимовой А.А. 1914 г.р.). Н.И. Толстой отметил связь обычая
зажигать свечу, когда умирающий “испускает дух”, с представлением о
переходе из “белого света”, из мира солнечного света в мир мрака и
тьмы вековечной: “Свеча даётся в руку лежащего на смертном одре,
чтобы покойнику затем был освещён путь в царство мёртвых и тьмы”[7].

Важно отметить связь свечи с комплексом поминальных обрядов. В
Вологодской губ., когда приходили проститься с покойником,
родственники и соседи приносили и клали ему на грудь восковые свечи
“для сжигания перед иконами на упокоение его души”, либо клали в
изголовье мелкие монеты, которые потом бросали в могилу, или
покупали на них свечи и жгли их во время панихиды[8]. Таким образом, свеча рассматривается
как принадлежащая покойнику, отошедшая ему. Относительно свечи в
Карелии существовало такое верование: если берёшь свечу,
раздаваемую во время панихиды, то обязуешься поминать умершего в
своих молитвах в течение сорочин, не пропустив ни одного дня. “Это
не всякому посильно,- пишет автор статьи,- поэтому, многие
(особенно старухи) отказываются брать раздаваемые свечи”[9]. Среди современных записей
есть сходное с этим поверье, если сорок свечей во время отпевания
раздать людям, с ними сгорают сорок грехов умершего.  

  Похоронные свечи не выбрасывали просто так, а клали в гроб или
в могилу, либо хранили их наряду с венчальными, богоявленскими,
пасхальными и потом использовали в разных магических целях.
Положенная в гроб свеча, горевшая у покойника, защищала от его
возможных хождений: “Свечки там, дак она значит никуда не пойдёт
уже.”[10](зап. от
Швалевой В.Н. 1932 г.р.). Интересен случай использования свечи во
вредоносной магии, так, в Нижегородской губ. “за лихого и злого
человека заказывали читать Псалтирь за упокой и ставили свечку
“вверх ногами”[11].
Свеча часто используется как средство от ходячих покойников: “Такие
есть, што вот умрут – и ходят ночью. У нас у женщины хозяин умер да
всё и ходил ей – дверь открывал…Вот она сходила в церковь, свечку
поставила. Ей там научили. Она пришла на могилу, всё сделала, што
ей сказали – и не…не стал ходить. <А что надо делать?> Так
вот надо со словами. Там ещё свечку поставить надо, сходить в
церковь.”[12](зап. от
Веснихиной У.В. 1924 г.р.).

          Связь свечи с человеческой жизнью, о которой
говорилось выше в связи с христианской традицией, отмечается и в
сообщениях наших информантов. “Я раньше слыхала от старух, што вот
очередь <умирать> тогда придё, когда там, где-то свечка
поставлена, дак вот котора свечка как догорит, тому человеку и
умирать нать”[13].
(зап. от Шпякиной А.С. 1922 г.р.). Эта зависимость устанавливается
и следующей приметой: “А вот отпевали – там стоят три свечки на
подсвешниках. В ногах и по бокам. Дак они все одинаково горели.
<А что?> Другой раз одна быстро сгорит, а две нет. Тоже,
которая если быстро сгорит – тоже будет покойник снова.”[14]. (зап. от Ермиловой
А.А.).

          В погребальном обряде актуализируется несколько
свойств  свечи, которые реализуются в виде значимых
противопоставлений:  свет-тьма, жизнь-смерть, священный-профанный.
Последнее  непосредственно связанно с восприятием свечи как
церковного атрибута: связь с церковью придаёт ей сакральное
значение, что позволяет использовать её в магических обрядах. 

4.2 Икона

Икона – предмет, относящийся к сфере христианского культа,
подобно свече в народной культуре ей придано сакральное значение. В
погребальном обряде икона вместе со свечой является необходимым
спутником умирающего. Ей приписывается способность освящать
пространство. Так, во время агонии больного кладут под иконы. В
Новгородской губ. говорили, что если умирающий будет лежать “не на
показанном месте”(т.е. не у икон), то черти могут перехватить его
душу, тогда как место у икон обеспечивает даже грешной душе то, что
она достанется ангелу[15]. Обмытого и обряжённого покойника клали головой к иконам, а
в руки умершему вставляли маленький образок. Иконы “с покойников”
принято было потом опускать на воду, либо оставлять в церкви, а
когда их скопится много, опускали в реку, отдавали на погорелое
место (где был пожар) или родные умершего забирали домой[16]. Установлена связь иконы с
культом предков: место в углу у иконы – место для душ умерших[17]. На поминках и в
течение сорока дней после смерти к иконам ставят что-то для души,
там же, в большом углу, место для души на поминальном обеде.
Повсеместно икону принято было нести во главе похоронной
процессии.

          Современные записи дают много материалов, позволяющих
получить более ясное представление о роли иконы в погребальном
обряде и сопоставить со сведениями, дошедшими от ХIХ в.
Использование иконы для облегчения страданий умирающего объясняется
отношением к ней в народной традиции как к священному предмету, от
которого исходит исцеление и прочие чудеса. Повсеместно
распространён обычай мыть тяжело больного с иконы. В Каргопольском
р-не Архангельской обл. для этого чаще всего используют, по словам
информантов, икону св. Тихона или Тихвинской Божьей Матери.
“Специализация” святого и данной иконы Богородицы не соответствует
церковной, а возникает благодаря созвучию имени иконы и свойства,
которое ей присваивается народной традицией – умирающий “тише”
станет и скорее умрёт. Вот пример такой записи: “<С какой иконы
мыли?> Тихон. <Почему с Тихона?> Тихон, не знаю
почему.<Чем по князьку стучали?> А чем, можно рукой
постукать. Вот одна женщина рассказывала мать у ей-то страдала,
возьми, да и сходи, слезала, говорит, постукала да Тихона у ково-то
просила, веть не у каждого, ить икона-то старинная, дак говорит
“тише-тише”, говорит, и к полуночи убралась. <Тихон – это
кто?> Святой.”[18](зап. от Горловой Е.Ф. 1923 г.р.). При этом ещё примечали,
умрёт или будет жить больной: “Не знаю, вот тяжело умирают, дак
слыхала, что есть икона Тихон, святой Тихон. Дак эту икону
окачивают водой. Как вода высохнет на иконе, сразу бывает, что
обсохнет икона, значит, что человек поправится. А если икона не
сохнет, мокрая, и он затихает, всё тише и тише и он умрёт.”[19](зап. от Фадеевой А.А. 1922
г.р.). В Кировской обл. для этого используется другая икона: “Если
человек тяжело умирает, то ходят с иконой Изпротивницей. Обмоют
икону водой, человека умоют и опрыснут этой водой.”[20](зап. от Курдюмовой А.И.
1915 г.р.).

Много верований связано с иконой, которую кладут в гроб
покойному. Существует зависимость выбора изображения на иконе от
пола умершего: “Женщина дак женскую образ, мущина – мужской
образ”[21](зап. от
Третьяковой О.С. 1926 г.р.). То же самое распространяется на икону,
которую несут во главе похоронной процессии: “А если мушшина, дак
Николай Угодника или там отца Серафима, у кого какая иконка. А если
женшшина умрёт, дак женьское лицо несут: хоть Присвятую Богородицу,
хоть там Неопалимую.”[22] Возможны варианты того, как класть иконку в гроб по
отношению к покойнику. В основном преобладает мнение, что ликом к
покойнику. Но в Уржумском р-не Кировской обл. существует две
традиции: в старообрядческой среде кладут ликом к покойнику,
“церковные” – “по ходу”, т.е. иконку кладут на грудь между правой и
левой руками. Там же различается и положение покойника в доме. Так,
у старообрядцев принято лицом (т.е. ногами) к иконам, а у
нестарообрядцев – головой к иконам. Вот запись от старообрядки:
“Как омыли, нарядили – уже кладём к образам лицом – ногами вперёд.
Вот так уш кладём. <Почему?>А чё на народ-от ей глядеть. Она
уж мёртвая. Ей уж надо только уж на Бога. И икону на неё ложили.
Икону ликом к лицу. У церковных – наоборот. Чё икону-ту людям
показывать. Ей надо уш её.”[23](зап. от Ашихлиной О.А. 1931 г.р.). Двойственно
восприятие самой иконы участниками обряда. С одной стороны она
рассматривается как принадлежность покойника и входит в состав
“приданого”. В этом случае иконку чаще оставляют в гробу  и
хоронят вместе с покойником: “Я скоко раз с батюшкой вот похороны
проводили – я вижу, што иконку ложат туда, в гроб, и закрывают
крышкой. На грудь ложат, в руку вернее, в правую руку кладут и вот
крышку <закрывают>”[24](зап. от Кудрина М.А. 1934 г.р.). Иногда говорят, что икона
нужна, чтобы покойник там молился: “<Почему нельзя вынимать
иконку из гроба?> “Она должна, должна ити с покойником.
<Зачем?> Ну вот как молицы, вот он как молицы, будит молицы и
защищает поэтому”[25].(зап. от Черепановой Т.В. 1920 г.р.). У поляков, например,
образок кладут, чтобы оградить покойника от червей, что имеет как
будто бы только прагматический характер, а с другой стороны, черви
в народной культуре воспринимаются как дьявольские существа[26]. В других случаях иконку
вынимают, перед тем как закрыть гроб: “А иконку вот попрощаюца,
пока тут иконка на нём, а потом приказали вынуть. Не дали.”[27](зап. от Бритвихиной М.П.
1930 г.р.). Потом эту иконку несут в церковь: “Иконку вынимают.
<Её несут> в церковь. Шесть недель в церкви посидит, а потом
придёшь, иконку берёшь.”[28](зап. от Ильиной Н.М.1916 г.р.), иногда сразу забирают
домой: “До сорока дней у нас стояла…Боженька маленькая евонная,
которой вот прощалися, на гробу была. И у стопочки стояла у меня
всё.”[29](зап. от
Семёновой М.В. 1929 г.р.). В Кировской обл. записано следующее
толкование того, для чего иконку оставляют в церкви: “В церковь
приносят – как жертва от них: когда хоронят, иконку до сорокового
дня в церкви оставляют.”[30](зап. от Ивановой Е.Я. 1913 г.р. и от Осташовой Н.Я. 1916
г.р.). Оставлять иконку в гробу или убирать её и приносить в
церковь, домой равно допустимо церковью и зависит от местных
традиций приходской жизни. В народной же традиции по отношению к
иконе “с покойника” возникло верование, с которым связан строгий
запрет хоронить иконку вместе с покойником. В этом случае
закапывание образа воспринимается как осквернение святыни, за что
следует немедленное наказание виновных: “<Иконку покойнику в
гроб не кладут?> Боже сохрани. Вот я купила маленьку иконочку,
это, говорю только до выноса, потом ей убирают…всё убирают, а
иконку домой приносят, вешают на стенку. <А нельзя её
хоронить?> Нельзя почему-то, это так сказано, что иконку не
опускают, это нехорошо, образ Господа закапывать. Вот расскажу вам
такой случай. В Кчеры у нас, я ещё молодая была, там – да она
недалеко от нас жила – потерялась коровушка, летом. Потерялась, она
поехала колдовать, туда, под Лугу, к колдовке, тая сказала ей:
“Вот, Шурынька, возьми иконочку, ночью, в двенадцать часов, на
сукрестах, вот так <показывает руками крест>, четыре дороги –
закопай.” Так и сделала, сняла иконку со стены и закопала, так.
Пришёл второй день. Ой, боюсь икону там бы, как раз была разнорядка
в колхозе, топчутся, не раздавили бы. Но нихто ей не  раздавил.
Пошла домой, бягут к ней: “Шура! Корова-то на быстрине с телёнком
ходит, она была спрятавши, отелилась и вышла на поле, к дороге.
Выкопала она таку иконку ночью – через несколько лет дурочкой
стала, да такой дурочкой, что ей никто не мог помочь. Так и умерла
в избы, сыновья не прикоснулись к ей, два сына, так и умерла от
голода. Вот у ей тако было помешательство.”[31](зап. от Семёновой М.В. 1929 г.р.). Данный
пример хорошо демонстрирует восприятие   иконы как священного
предмета, с одной стороны, в связи с чем закапывать её считается
грехом, а с другой, – как магического, наделённого сакральной
силой. Такое отношение к иконе заложено в описанных выше действиях
с ней при совершении погребальных обрядов.

4.3 Крест

    В обряде похорон христианский символ крест реализован в двух
видах: крест как священный предмет и в виде символического 
изображения. Крест как предмет имеет следующие воплощения:
нательный крест, распятие, намогильный крест. Остановимся на них
подробнее. В Новгородской губ. записана примета, что если у
кого-либо перетрётся “горлышко” (куда продевают нитку – Ю.Б.)
нательного крестика – значит тот человек скоро умрёт[32]. Нательный крест
повсеместно рассматривается как оберег от порчи, нечисти. На
покойнике, если он крещён, обязательно должен быть крест. В разных
местах существуют свои требования к тому, каким он должен быть.
Так, в Вологодской губ. в конце ХIХ в. если на умершем был
металлический крест, его снимали и надевали кипарисный, “потому что
Спаситель был распят на кипарисном кресте”[33]. То же было распространено и в
Ярославской губ., где женщина-обмывальщица снимала металлический
крест с покойника и забирала его себе, а кипарисовый надевала на
него[34]. В современных
записях встречается как традиция надевать новый крест, так и
традиция оставлять тот, который был при жизни на покойнике. В
Кировской обл. поступают так: “Крест, который носил человек при
жизни промывают холодной водой или новый даже надевают. На
покойников обязательно надевают крест и пояс – для чего, не знаю”[35].(зап. от Улановой
В.Ф. 1912 г.р.). В Каргопольском р-не Архангельской обл.:
“<Крестик снимают?> Нет, не снимают, оставляют крестик <На
той же верёвочке?> На той же[36].(зап. от Петровой Т.И. 1936 г.р.). В с.Ошевенск
Каргопольского р-на экспедицией РГГУ зафиксирован обычай, когда
крестик входит в состав приданого, соответственно это новый
крест, а тот, который нам показали, к тому же был на шерстяной нити
и из такой же нити был сделан пояс. В Костромской обл. на смерть
готовят одежду, куда тоже входит новый крестик на новой ленточке[37]. В похоронном обряде
устанавливается связь нательного креста и пояса покойника: оба
предмета входят в состав приданого, отмечается то, что пояс
должен быть сделан из того же, из чего нить у креста. Помимо этого
обрядовая функция пояса та же, что и у нательного креста – служить
оберегом, в данном случае это применяется по отношению к
покойнику.  Часто крест на покойнике служит знаком того, что над
ним был совершён обряд отпевания. В этом случае похоронить без
креста равносильно тому, что не отпеть покойника: “ Я иду вроде
веник наломать, снится, маму вижу. Говорю: Батя где? -  А меня к
нему не пускают, потому что без креста. А его действительно не
отпели. Она поехала в церковь, наказала, его отпели. А потом видела
снова как пришла мать и ягод принесла: “На тебе, Симка, за это”[38].(зап. от Машановой
Л.К. 1918 г.р.).

Распятию в похоронном обряде придано то же значение, что и
иконе. (См. 4.2) В Ярославской губ. металлическое распятие обливали
водой и эту воду давали пить больному. При этом примечали, если ему
суждено умереть, то крест становился светлым, если выздоровеет, то
крест темнел[39]. В
современных записях в Архангельской обл. зафиксирован обычай при
агонии мыть с распятия[40]. Магическим действием начинает обладать скатерть после
того, как на ней полежали кресты во время праздничных крестных
ходов на Пасху: “<Когда человек умирает ему можно облегчить
смерть?> Как-то ведь раньше такие скатерти такие были. Раньше
ведь ходили в Пасху с крестами, какой деревне праздник и по
деревням ходят с крестами. Священники служат молебен, собирают им
чё-то давают, ну дак вот…когда придут-то они, значит, и кресты-то
кладут на эту скатерть. Там вот…и берегут эту скатерть, что из-под
крестов, дак вот если человек болеет долго, не может умереть,
мучается дак. Вот этой скатертью закрывают. Положат его так вот под
иконы так, на скамейку, чтоб так красный угол и этой скатертью
прикроют и человек вроде стихает, потом умирает спокойно.”[41](зап. от Шестковой В.И.
1927г.р.). Распятие, как и икону, клали в гроб умирающему:
“Покойнику в левую руку кладут новый платок носовой и крест,
который покупают в церкви”[42].(зап. от Мамаевой А.П. 1928г.р.).

На могиле крест должен быть обращён на восток и стоять у
покойника в ногах: “<Крест где ставят?> В ноги на восток
хоронят, с запада на восток хоронят, ногами на восток.
<почему?> Штобы встал как рас на восход сонца, еси бы стал”[43].(зап. от Никулина
А.И. 1924г.р.). Обычно при этом говорят, что покойник на крест
молиться будет. В Архангельской обл. сделана запись, в которой ко
всему упомянутому добавлен сюжет, по которому умершему за гробом
придётся носить свой намогильный крест: “<Как покойника в могиле
кладут?> У нас ноги (ты знаешь могильники) солнце всходит так,
голова всегда так, глазами чтобы он на солнце. <А крест?> В
ногах обязательно, чтобы он на крест молился. И правой рукой
молятся, права-то рука повыше кладётся. <Не говорят, что крест в
ногах , потому что он встанет, когда конец Света наступит?>
Этого не говорят, а только скажут: не толстой крест делайте. Ведь
какой сделаете, там ему такой и носить”[44].

Другая разновидность креста в похоронном обряде – его
символическое изображение. Сюда относится крестное знамение, крест
как элемент вышивки, обрядовое печенье в виде крестиков и знак
креста, используемый как оберег. Вот примеры такого
функционирования креста в обряде. В Кировской обл. “в правую руку
<покойнику> ничего не кладут, потому что правой крестятся”[45].(зап. от Мамаевой
А.П. 1928г.р.). Там же распространён обычай вышивать крест на
подушке, которая кладётся в гроб покойному красной нитью, или
нашивать его из красного материала[46]. В Костормской обл. есть обычай чертить
крест на могиле, чтобы покойник не ходил: “Когда могилка готова,
крестик в углу отмечаешь: “Я к тебе приду, ты ко мне не ходи!” Три
крестика на крайчике где-нибудь сделаешь и наказываешь. Так
сделаешь – не приходит”[47]. Можно допустить связь этого обычая с церковной традицией
печатания могилы священником. (См. 1гл.) Ещё один пример
символического изображения креста – это выпекание обрядового
печенья в виде крестиков на поминки, что было распространено в
Олонецкой губ.[48]

  • наличие эпидемий, которое заставляло создавать кладбища
  • распространение городов и других многолюдных селений
  • появление законов захоронения

В древности кладбища существовали лишь в виде исключения. Так, кельты и германцы, предавая земле урны с пеплом своих покойников, располагали их рядами на каком-нибудь общем поле — обычай, который раньше ошибочно приписывали одним лишь славянам.

В Древнем Египте встречаются обширные некрополи близ Мемфиса и Фив.

В Риме уже в глубокой древности действовал закон, по которому никто, кроме весталок, не мог быть похоронен внутри городских стен. Закон этот был повторен двенадцатью таблицами, неоднократно затем подтверждался, но, тем не менее, строго не соблюдался. В императорскую эпоху погребение внутри города, обыкновенно на Марсовом поле, рассматривалось как высокая почесть, воздававшаяся по особому постановлению сената. Общее кладбище, называвшееся puticuli, было устроено в Риме на Эсквилинском холме для рабов, преступников и т. п. Общие места погребения существовали также для тех из свободнорожденных лиц низших классов, которые состояли членами похоронных коллегий.

У христиан умершие погребались в катакомбах, затем в церквях; позже в церквях стали хоронить лишь особо выдающихся лиц, обыкновенным же местом погребения служил церковный двор (atrium). До XIV столетия церковные дворы служили почти единственным местом для кладбищ, но с умножением городского населения их стало недостаточно, вследствие чего стали устраивать кладбища на окраинах городов. В XVII и особенно в XVIII столетиях правительства, исходя из соображений санитарного свойства, стали запрещать погребение умерших при церквях, а в XIX столетии установился принцип, не допускающий устройства кладбищ внутри городов и даже селений.

В исламе рекомендуется как можно скорее похоронить умершего. Правоверного мусульманина обязательно должны похоронить в день смерти до захода солнца. Если человек умер ночью, то хоронят на следующий день и также нужно успеть до заката. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Такая поспешность объясняется жарким климатом южных стран, откуда по свету пошёл ислам, в котором тела начинают разлагаться очень быстро — затем правила были вписаны в шариат[3]. До спуска тела в могилу его три раза приостанавливают у самой могилы, а перед самим спуском приподнимают как можно выше вверх — и тем самым как бы препоручают вышним силам[3]. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повёрнута в сторону киблы. В могилу тело опускается ногами вниз в сторону Киблы, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на её саван. У могилы собираются исключительно мужчины, женщины оплакивают дома. Опускать тело в могилу должны только мужчины (желательно родственники) даже если это тело женщины. В могилу бросают горсть земли, говоря на арабском языке айят из Корана (2:156), в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Засыпанная землей могила должна возвышаться в виде холмика над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на неё по горсти земли и читают молитву айят из Корана (20:57), в переводе означает: «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз»[4].

С погребальным обрядом связано чтение аятов из Корана. Согласно завету Пророка Мухаммеда, читается сура «Аль-Мульк», которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаху Всевышнему, чтобы Он смилостивился над покойником. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего, причем о нём говорится только хорошее. Необходимы молитвы, просьбы к Аллаху, так как в первый же день (ночь) в могиле появляются Ангелы Мункар и Накир, которые начинают «допрос» покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед «подземным судом».

Далее гроб с телом скончавшегося христианина выносят из дома ногами вперёд под пение Трисвятого в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему трисвятую песнь и направляются в церковь на отпевание. Отпевание, так же, может происходить «на дому» или на кладбище, в зависимости от желания родственников усопшего.

Отпевание и погребение по возможности совершаются на третий день (при этом в отсчёт дней всегда включается самый день кончины даже если она наступила за несколько минут до полуночи, то есть для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник)[16]. По традиции, хоронят покойного в светлое время суток.

Утром, после заупокойной Литургии, совершается чин погребения. Отпевание чаще всего совершают в храме, но вполне допустимо провести его и в доме умершего, такое отпевание вполне соответствует норме. Если чин погребения проходит в храме, то гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырём сторонам гроба зажигают свечи. Гроб должен быть открыт, если тому нет серьёзных препятствий.

Служба отпевания состоит из многих песнопений, отчего и получила своё название. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву, в которой Церковь молит Господа простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Текст этой молитвы сразу по её прочтении вкладывается в правую руку усопшего.

Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине[12]. После разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном, в последний раз целуют умершего — прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба. При этом надо мысленно или вслух попросить у усопшего прощения за все те вольные и невольные обиды, которые были допущены к нему при жизни, и простить то, в чём был виновен он сам. Во время прощания поются стихиры как бы от лица покойного. Когда прощание закончено, священник навсегда закрывает лицо умершего покрывалом-саваном (тело должно быть покрыто целиком). Далее священник крестообразно посыпает землёй (или чистым речным песком) закрытое простынёй тело, от головы к ногам и от правого плеча к левому, с тем, чтобы получить правильные линии креста со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней», — знаменуя угасшую, но богоугодную жизнь на земле. Лицо умершего обращают к выходу. После этого гроб закрывается крышкой, заколачивают гвоздями и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется. Так заканчивается отпевание. Под пение Трисвятого гроб ногами вперёд выносится из храма и ставится на катафалк. По церковной традиции, впереди похоронной процессии несут крест или икону Спасителя, затем могут следовать хоругви (церковные знамена), после идёт священник с кадилом и свечой, а за ним несут гроб с почившим; за гробом идут родные, близкие, а за ними прочие участники похорон с цветами, венками.

Гроб опускают в могилу так, чтобы покойный лежал головой на запад и ногами на восток, следовательно, его лицо будет обращено на восток. Это знак ожидания наступления Утра вечности, Второго пришествия Иисуса Христа, а также знак, что усопший идёт от заката (запада) жизни к вечности (востоку). Гроб опускают в могилу на полотенцах или веревках. При опускании гроба также поётся Трисвятое. Эта песня ангелов означает, что усопший переходит в ангельский мир. Также, по традиции, иногда поют "Ныне отпущаеши". Совершенно неуместна при христианском погребении музыка. В православном храме за богослужением инструментальная музыка не употребляется, не нужна она и при погребении, которое представляет собой богослужебный обряд[17]. Все присутствующие держат в руках зажжённые свечи. Пение может продолжаться до тех пор, пока над могилой не вырастет холмик и цветы с венками не закроют его. Первым со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» — бросает землю священник, изображая при этом на крышке гроба крест. В отсутствие священника это может сделать кто-либо из благочестивых мирян, используя землю, благословленную священником в храме[17]. Затем каждый, кто провожает умершего в последний путь должен бросить в могилу свою горсть земли. Над могильным холмиком устанавливается крест, как символ Спасения. Крест ставится из любого материала, но обязательно правильной формы. Он устанавливается у ног покойного, Распятием к лицу усопшего, чтобы при воскресении, восстав из гроба, христианин смог взирать на предвестие победы Христа над смертью, над дьяволом. Можно также установить любой памятник, главное, чтобы на нём было изображение православного креста, однако по православному обычаю ставить памятник на могиле не принято (ставить памятник на могиле покойника принято по католическому обычаю). На могильный холм устанавливают венки, в центре — кладут цветы. Теперь все желают покойному Царствия Небесного и уходят поминать усопшего. Следует отметить, что могилы христиан должны содержаться в чистоте и порядке, быть благоустроенными и ухоженными.

Особо регламентировались погребальные обряды лиц, причисленных к царской фамилии.[18]

В Коране утверждается, что «ни одному человеку Мы не давали вечной жизни» (аль-Анбия, 34), «Каждая душа вкусит смерть» (аль-Анбия, 35), «Но Аллах не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для неё (души) срок. Аллах знает о ваших деяниях и воздаст вам за них» (аль-Мунафикун, 11). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, поэтому осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина.

Прежде всего умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребёнок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат»: «Ла илаха илла-Ллаху, Мухаммад расулу-Ллахи» («Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха»).

Если вы оставили вашего усопшего в храме на ночь и вас попросили накрыть гроб крышкой, в этом не будет ничего неправильного. На отпевании крышку откроют, и вы сможете проститься с усопшим.

Траурное убранство дома

Принято особым образом убирать дом, в котором умер человек. Самый распространенный обычай – занавешивать зеркала, иногда — декорировать люстры черным крепом. Все это — не более чем дань традиции. Как и четное число цветов, принесенных на похороны. Никакого значения для посмертной участи покойного или жизни его родственников такие вещи не имеют.

Отпевание

На третий день после смерти усопшего хоронят (первым считается день смерти), хотя из-за различных обстоятельств день похорон может быть сдвинут. Если покойный – человек, крещеный в православной вере, перед погребением над ним совершает чин отпевания.
Это чинопоследование не совершается только в день Пасхи и в день Рождества Христова.
Отпевание православного христианина совершается только один раз, в отличие от панихид и литий – заупокойных служб, которые могут совершаться многократно.

Об отпевании лучше договориться заранее: прийти в храм и обратиться в церковную лавку или непосредственно к священнику. Там же подскажут, что для этого необходимо приготовить. В лавке могут назвать ориентировочную сумму пожертвования за отпевание. Если такой суммы нет, можно оставить деньги на собственное усмотрение.

Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.

При совершении чина отпевания родные и близкие стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником о душе усопшего. Свет свечи — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, выражением светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают также о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом.

После возглашения «Вечной памяти» или после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву. В этой молитве мы просим Бога о прощении грехов, в которых усопший не успел покаяться на исповеди (или забыл покаяться, или по неведению). Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не каялся на исповеди). Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.

После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. (Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой).

Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед).
Возможно отпевание двух и более людей за один раз.

По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека.

В возрасте 2х лет ребёнок ещё зависим от родителей, поэтому обращаем внимание на то, куда головой спят родители, а не ребёнок.

Для расчёта направлений консультант особо не нужен ))))
Такие расчётные таблички есть в Инете в изобилии - http://oculus.ru/stat28.php

Так! А если у нас 4 человек в семьи и у меня и детей все данные совпали (ну, кроме расположения циферок), а так все благоприятные зоны в тех же самых сторонах, а у мужа резко отличается, то все равно ориентироваться на мужа, а не на большинство?


—Солому, на которой лежал покойник, сжигают за воротами.


—Постель покойника на три дня выносят в курятник на опевание петухам, "чтобы петухи опели".


—Образ, который стоял перед покойником, спускают на воду.


—Если гроб не в меру велик, быть еще покойнику в доме.


—Если могила, приготовленная для покойника, по какой - либо причине окажется больше мерки, снятой с покойника, то это означает опять скорого покойника в доме.


—Если у покойника тело вялое, мягкое, то быть в доме еще одному покойнику.


—При эпидемиях, повальных и заразных болезнях покойника выносят вперед головой.


—Покойника не должны нести родные, чтобы не подумали, что они рады его смерти.


—Если забыть гробовую крышку в том доме, откуда вынесли покойника, то это предвещает в скором времени другого покойника в этом же доме.


При раскапывании могилы, должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку.


Могила выглядит следующим образом: в первую очередь вырывается яма длиной 200 см, шириной около 75 см и глубиной 130 см. После этого в н

Наверх